Кризис, последовавший за началом специальной военной операции на Украине, беспрецедентен не только по своим масштабам, но и по силе санкционного противостояния, разворачивающегося между Россией и странами Запада. О том, каким образом санкции влияют на социально-экономическое и политическое развитие России и ее региональных сателлитов, обсудили в рамках совместного круглого стола члены Научного общества политологов ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова (НОП) и представители образовательной программы по политологии PolitIQ.
В условиях нарастания санкционного давления на Россию, пожалуй, ни одна экспертная встреча не проходит без обсуждения перспектив выживания российской экономики как за счет раскрытия внутреннего материального и духовного потенциала общества, так и благодаря стимулированию торгового сотрудничества России с ее стратегическими региональными партнерами. Помимо этого, продолжающаяся эскалация геополитической напряженности побуждает политологов, политтехнологов и политиков обнаруживать новые символы и образы укрепления национально-государственной идентичности и повышения уровня институционального и обобщенного доверия в социуме.
НОП публикует основные выдержки из докладов спикеров, которые наметили «реперные точки» современного кризиса, оттолкнувшись от которых России и ее партнерам удастся выйти на передовую траекторию развития.
Глеб Беляев, студент 4-го курса бакалавриата ФГУ МГУ имени М.В. Ломоносова, об отражении западных санкций через риторику российских властей:
Риторика российских властей в отношении введенных санкций и ситуации в экономике неоднозначна. На самом высоком уровне могут декларироваться значительные успехи, тогда как в своей работе министры и профильные представители власти заявляют о значительных проблемах. При этом в этом нет какого-то глубокого противоречия.
По большому счету риторику российских властей можно разделить на три группы:
1. Заявления высшего политического руководства в разрезе внешней политики: санкции не работают, страдают сами страны, которые вводят ограничения.
2. Заявления высшего политического руководства в разрезе внутренней политики: экономика устояла, удар выдержали, импортозамещение работает.
3. Заявления представителей профильных министерств: реальные прогнозы, падение ВВП, инфляция, прогнозы по развитию конкретных секторов экономики.
Безусловно, российской экономике в результате санкций нанесен сильнейший урон, однако и те страны, которые сами ввели ограничения, столкнулись с серьезным кризисом, прежде всего энергетическим.
Владислав Перников, выпускник бакалавриата факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, участник научно-практического центра для студентов-политологов и молодых исследователей в социальных науках PolitIQ Skills, об актуальных геополитических вызовах пространственного развития России:
Прямо или косвенно санкции затронули все экономическое пространство России, сформировав из себя теоретически устойчивые группы вызовов, которые требуют ответа. Стоит обратить внимание на те из них, которые связаны с границами-пространствами, внутри которых национальные интересы России вступают во взаимодействие с внешней средой. Такие границы-пространства в рамках данного доклада определяются фронтирами. Подробнее стоит остановится на трех из них: Арктическом, среднеазиатском и дальневосточном.
Арктический фронтир определяется его основным транспортным маршрутом — Северным морским путем (СМП). Давление стран Запада на Россию после 24 февраля естественно коснулось и Арктики. В частности, под западные санкции попало оборудование по сжижению природного газа и соответствующие технологии. В пятом пакете санкций установлен запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт в Россию прямо или косвенно товаров и технологий, необходимых для сжижения газа. Это, естественно, затронуло арктические нефтегазовые проекты, которые должны были обеспечить значительную часть загрузки СМП. Также сообщается, что участвующие в них западные компании были вынуждены покинуть реализуемые проекты. Это сигнализирует о том, что качество экономического пространства, заключенного в арктический фронтир, может претерпеть системную деградацию.
Пространственное развитие в дальневосточном фронтире обусловлено статичным компонентом политики ускоренного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, которым является интеграция с экономиками Азиатско-Тихоокеанский региона (АТР) и Северо-Восточной Азии. Сегодня Дальний Восток становится одним из главных транспортно-логистических регионов России. За январь – апрель 2022 года общая перевалка контейнерных грузов увеличилась более чем на 15%. Низкая пропускная способность дальневосточной транспортной инфраструктуры до сих пор является актуальной проблемой. Однако стоит обратить внимание и на сохранение пространственной связанности дальневосточной периферии с центром. Если она не будет повышаться вместе с развитием инфраструктуры, обеспечивающей связь с экономическим пространством АТР, может быть сформирован риск неэкономических «инфекций», о которых предупреждал еще академик А.Г. Гранберг.
Специфика среднеазиатского фронтира пространственного развития — нахождение его за пределами суверенной территории России. Взаимодействие с этим пространством происходит посредством сложного процесса согласования российских национальных интересов как с интересами находящихся в данном пространстве стран, так и с наднациональными (т.е. евразийские интересы). Важнейший вызов, относящийся к данному фронтиру пространственной экономики, – это необходимость противодействовать инфраструктурному отделению Средней Азии, части исторического Хартленда, от России.
Павел Старовойтов и Кирилл Щипков, студенты 3-го курса бакалавриата факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, участники научно-практического центра для студентов-политологов и молодых исследователей в социальных науках PolitIQ Skills, об Азербайджане и Туркменистане как региональных бенефициарах экономической и геополитической ситуации на рынке газа:
В условиях Украинского кризиса Азербайджан и Туркменистан действительно получают ряд выгод в области газовой сферы. В короткой перспективе бенефиции связаны с увеличением цен на газ на мировых рынках. В длительной перспективе выгоды могут быть связаны с реализацией новых проектов, причем здесь есть тесная связь между Азербайджаном и Туркменистаном.
Увеличение интереса ЕС к реализации Транскаспийского газопровода в перспективе выгодно обеим странам: для Туркменистана наконец-то представится возможность диверсифицировать экспорт и реализовывать газ на рынке Европы, Азербайджан сможет увеличить прибыли за счет транспортировки туркменского газа через свою территорию. Кроме того, получение доступа к туркменскому газу актуализирует необходимость расширения транспортных мощностей Южного газотранспортного коридора, в чем также заинтересован Азербайджан.
Однако обе эти страны имеют и схожие проблемы: привлечение иностранных инвесторов, высокая себестоимость добываемого газа, противодействие со стороны других стран экспортеров газа в регионе, так что говорить о скорой реализации данных проектов нельзя.
Диана Шакирова, выпускница бакалавриата факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, участница научно-практического центра для студентов-политологов и молодых исследователей в социальных науках PolitIQ Skills, о новых возможностях и перспективах торгового сотрудничества ЕАЭС в условиях санкций:
Само по себе существование ЕАЭС не является залогом стабильности текущей экономической ситуации, в связи с чем принимаются реальные меры по урегулированию последствий антироссийских санкций. Евразийская экономическая комиссия совместно с профильными министерствами и национальными банками государств-членов ЕАЭС подготовила ряд срочных мер по повышению устойчивости экономики, которые были утверждены 17 марта 2022 г. во время заседания Совета ЕЭК. Для урегулирования экономической ситуации было предложено более 30 мер, которые выделяются в четыре крупных блока.
1. Таможенное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, защитные меры.
2. Внутренний рынок и кооперация: новые логистические цепочки, условия для беспрепятственного перемещения граждан в рамках ЕАЭС, стимулирование взаимных инвестиций и т.д.
3. Финансовые и валютные рынки: расширение использования национальных валют при осуществлении расчетов во взаимной торговле, обеспечение взаимодействия национальных систем передачи финансовых сообщений, ускоренное формирование Евразийской перестраховочной компании.
4. Международное экономическое сотрудничество с третьими странами и интеграционными объединениями.
Однако ситуацию нельзя назвать лишь позитивной, ведь существуют барьеры и ограничения, которые препятствуют более гладкому развитию торговых отношений стран ЕАЭС. Например, до 30 июня запрещен вывоз зерна; запрет на поставки российских лесоматериалов внутри ЕАЭС.
В целом, совет Евразийской экономической комиссии постепенно принимает решения, так или иначе направленные на улучшение качества сотрудничества между странами, построение торговых и экономических связей. Однако существующие ограничения и барьеры пока не позволяют использовать возможности сотрудничества в полной мере.
Владислав Сычев, Председатель НОП ФГУ, член Президиума СМП РАПН, студент 4-го курса бакалавриата ФГУ МГУ имени М.В. Ломоносова, о доверии как драйвере социально-экономического и политического развития России:
Карта экзогенных угроз доверию в современном мире:
- Глобализация: распад идеологических идентичностей в конце XX в. и проявление социокультурных различий этнических общностей и цивилизаций.
- Цифровизация: шеринговые платформы с цифровыми агрегаторами и рейтинговыми механизмами начинают выполнять функции «цифровых судов», сокращая трансакционные издержки интеракций между пользователями и подрывая уровень доверия традиционным политическим институтам.
- «Коронакризис-2020»: возврат к «ценностям выживания» и патерналистским традициям, что искажает бриджинговый социальный капитал.
- «Украинский кризис-2022»: формирование «негативной коалиции» за счет конструирования образа «внешнего врага» не является в долгосрочной перспективе достаточным основанием для возникновения доверительных связей внутри этой «коалиции».
Эндогенные проявления кризиса доверия в российском обществе:
- Низкий уровень обобщенного доверия и бриджингового социального капитала по данным социологическим опросов.
- Низкий уровень развития институциональной среды (в сфере высшего образования, государственного управления, судебной системы и др.).
Внутренний потенциал российского общества и возможности преодоления кризиса доверия:
- Высокий индекс человеческого капитала по данным рейтинговых агентств.
- Высокий уровень развития начального школьного образования по данным международных рейтингов.
- Высокий процент тех, кто «в некоторой степени доверяет и полностью доверяет» разным категориям людей по данным социологических опросов.
- Ярко выраженный запрос на «демократическую модель» управления персональными данными.
- Возможность перехода от «негативной коалиции» с развитым бондинговым капиталом к «позитивной коалиции» с выстроенными «бриджами доверия».
Желаемый образ будущего России — переход от властецентричной модели общества к довериецентричной, в которой на первую роль выходят:
- «надзорные» контрдемократические институты;
- селективная система налогообложения;
- грамотное государственное регулирование в сфере защиты персональных данных за счет шеринговых платформ с цифровыми агрегаторами и репутационными механизмами;
- проектные методики работы с подрастающим поколением — развитие договороспособности и умений работать в команде.
Результатом институциональных преобразований в долгосрочной перспективе должно стать формирование в России развитой культуры доверия и перемещение нашей страны на передовую траекторию социально-экономического и политического развития.
Григор Ерицян, выпускник магистратуры ФГУ МГУ, секретарь исторического НСО ФГУ, о развитии потребительского сектора в условиях ухода ТНК из российского рынка:
Основными факторами, повлиявшими на принятие иностранными компаниями решения о прекращении деятельности на территории Российской Федерации, стали:
- Низкий вклад потребительского рынка России в основные экономические и финансовые показатели большинства ТНК;
- Введение беспрецедентных по количеству ограничений мер со стороны Запада против Российской Федерации;
- Оказывание давления со стороны потребительских сегментов ключевых национальных рынков на принятие решения о прекращении деятельности в Российской Федерации;
- Возникновение проблем с логистикой и организацией бизнес-процессов в связи с принятием решения стран Запада о закрытии воздушного пространства и прекращении железнодорожного сообщения.
При этом в связи с введением западных санкций со стороны Правительства Российской Федерации, а также хозяйствующих субъектов проследовали следующие меры по сохранению существующего уровня предложения потребительских товаров и услуг:
- Ограничение административного давления на предпринимательское сообщество (введение моратория на проведение проверок, на банкротство);
- Приобретение активов западных компаний российскими франчайзи, в том числе за счет мер государственной поддержки, и создание российских «аналогов»;
- Публичные выступления и заявления о введении ограничений для компаний, покинувших российский рынок, в случае принятия ими в будущем решения о возвращении;
- Принятие мер, направленных на обеспечение продукцией иностранных компаний через параллельный импорт из третьих стран.
Возможными сценариями развития потребительского сектора в условиях экономического и политического давления могут стать:
- Развитие через поиск «альтернативных» каналов поставки продукции иностранных производителей, пользующейся большим спросом;
- Развитие через реализацию политики «импортозамещения» продукции иностранных производителей и повышения ее узнаваемости и лояльности среди российских потребителей;
- Развитие через политику заимствования технологий, бизнес-процессов, товаров западных ТНК со стороны российских компаний, способных производить аналоговые товары и услуги.
Модератором круглого стола выступил Максим Вилисов, кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор магистерской программы «Государственная политика в постсоветских странах». В качестве экспертов в дискуссии приняли участие Владимир Якунин, доктор политических наук, заведующий кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, и Юрий Юденков, доцент кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова.